Святки

Главный зимний праздник, приуроченный к дням зимнего солнцеворота, продолжался две недели с Рождества (25.XII/7.I) до Крещения (6.1/19.1).

Святки, включавшие в себя празднества и обряды в честь наступающего нового, солнечного года, были известны еще в дохристианской Руси и носили ярко выраженный языческий характер. Однако приуроченность к этим дням главных христианских праздников оказала на них сильное воздействие. На древние мифологические представления наложились представления христианской религии. Во время святок происходил целый комплекс особых обрядов: славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания, игрища - молодежные празднества.

Рисунок А.КанарейкинойЗВЕЗДА - предмет ритуала славления Христа, проводившегося в первый или второй день Рождества детьми и подростками. Деревенские ребята объединялись в группы по пять-шесть человек и ходили из дома в дом, поздравляя всех с Рождеством, один из них нес в руках звезду. Входя в избу, они сначала исполняли рождественскую молитву: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе". Затем начинали посыпать избу и всех находящихся в ней людей зерном. Обход дворов со звездой осмыслялся как приход волхвов, которых привела чудесная звезда, взошедшая над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа. Обсыпание же зерном воспринималось как пожелание богатства дому в наступающем новом году.

По обряду молодежь веселыми ватагами ходила от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен. Подойдя к дому, под окном, молодежь начинала "выкликать коляду", сообщая хозяевам, что они пришли: "Пришла коляда накануне Рождества, здравствуй, хозяин с хозяюшкой!" Затем начиналось величание хозяина, хозяйки, "малых детушек-ребятушек", в котором описывалось фантастическое богатство дома. После величания следовало требование подарка, как правило в шуточной форме. Хозяева подавали им печенье, специально выпекавшееся в новогодние дни в каждой семье. Кончалось колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещали семье в новом году "рожь ужинисту, умолотисту, уколотисту, девяносто быков, сто десять коров" - все то, что нужно для счастливой жизни земледельца.
Колядование проводилось трижды: в рождественский сочельник, накануне Васильева дня (в ночь с 31.XII на 1.1), в крещенский сочельник.
Принято считать, что колядование - это магический акт, направленный на установление благополучия как в природе, так и в крестьянской семье в первые дни создания нового мира. Слово же "коляда" восходит к латинскому слову "календы". Этот термин использовался в Древнем Риме для обозначения первых десяти дней каждого месяца. В Древнем Риме первый день каждой календы выкрикивался жрецом.

"Окно и рождественское печенье" играло важную роль в обряде колядования. Под окном выкликали коляду. Колядующие в дом не приглашались, хозяева сами выходили на крыльцо, услышав "клик коляды".
Рождественское печенье, обязательно подававшееся колядующим, в старину выпекалось из ржаного теста в виде различных животных: коровок, лошадок, овечек - и называлось козульками. В более позднее время, в конце XIX - начале XX в., оно стало выпекаться и в виде ангела со звездой, рождественской звезды или даже букета цветов. Фигурки животных из теста должны были магическим путем обеспечить счастливое будущее семьи. Печенье раздавалось колядующим как ответный дар за пожелания благополучия.

Рисунок А.КанарейкинойИГРЫ РЯЖЕНЫХ .Ряженые (их могли еще называть наряженки, окрутники, шеликуны, кудесники) - наиболее важные персонажи святочной обрядности. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом, нарушая тишину и добропорядочность деревенской жизни, врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки - "игрища". Молодежь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Лица закрывались масками, тряпками, замазывались сажей. Многие маскировались так, чтобы их приняли за "чужих": старика, старуху, цыгана, барина, фельдшера. Очень часто рядились в медведя, коня, козу, быка, журавля. Ряженье сопровождалось играми, весельем, зрители иногда становились невольными участниками действий ряженых. Эти игры могли носить как развлекательный характер, так и иметь ярко выраженный обрядовый смысл. Среди развлекательных игр особенно популярной была игра "в козу и медведя", Коза плясала под песню или под балалайку, поворачиваясь то одним боком, то другим к зрителям, приседала, выполняла сложные коленца ногами. Медведь - парень в вывороченном тулупе - старался неуклюже подыграть козе. Вдруг коза с криком падала - "умирала", затем вскакивала - "воскресала", и пляска продолжалась.
Ритуальной святочной игрой была игра "в умру-на" - покойника. Ряженые вносили в избу парня в белом саване, с лицом, обсыпанным мукой, с длинными зубами, вырезанными из брюквы, бросали его на пол и под общий громкий смех оплакивали его и отпевали, пародируя церковный обряд. В самый ответственный момент "похорон" парень вскакивал. "Умрун воскрес!" - кричали при этом все присутствовавшие. Он бросался к девушкам, пытаясь их поцеловать. В этой ритуально-игровой форме передавались древние представления о смерти как конце старого и "воскрешении" нового года.
Внешний облик участников игр, измененный до неузнаваемости, шумные, а иногда и страшные действия ряженых, необычное поведение, доходящее до нарушения установленных традицией норм и правил, - все это одновременно смешило и пугало зрителей.
Принято считать, что игры ряженых - это имитация прихода нечистой и неведомой силы из "иного мира" в наш мир. Такой переход становился возможным, по представлениям древности, именно в святки, когда старый мир теряет свою форму, рушится, а границы между "нашим миром", миром людей, и "иным миром", миром нечистой силы, мертвых, нарушаются. Кроме того, игры ряженых - это игры, которые должны обеспечить "воскресение" солнца, природы, продемонстрировать торжество жизни над смертью.

МАСКИ РЯЖЕНЫХ . В русской деревне маски назывались "личинами", "харями", "харюшками". Личина придавала человеку, надевшему ее, нечеловеческое обличье, она являлась концентрированным выражением чужой и опасной сущности. В народном представлении она выступала как нечистый, колдовской предмет. Парни, надевавшие в святки маски, должны были в Крещение обязательно очиститься - совершить ритуальное омовение в освященной церковью проруби или окропить себя святой крещенской водой.
Маска - предмет очень редкий для музеев. Крестьяне никогда не хранили личины, так как, по поверьям, они могли принести несчастье дому.

Всё о Рождестве и святках на этом сайте

На главную>>

Hosted by uCoz